Как снимали фильм «Осенний марафон»

[ad_1]

«Горестная жизнь плута» — так назывался сценарий Александра Володина о непростом этапе в судьбе переводчика с английского языка Андрея Павловича Бузыкина. Он переживает кризис «среднего возраста», еще много хочет успеть, но постоянно опаздывает. Завел молодую любовницу, но боится обидеть жену. Сам не всегда вовремя сдает переводы в редакцию, но помогает в работе однокурснице Варваре и коллеге из Дании Биллу Хансену. Одним словом, заколдованный круг, из которого просто так не вырваться.

Володин предложил сценарий на «Мосфильм», но почему-то никто из режиссеров не торопился приступать к съемкам. Сам сценарист утверждал, что сюжет автобиографичен, ему самому довелось пережить нечто подобное, а значит, и режиссер должен быть с подобным опытом, а не молодой дебютант. Возможно, сценарий оказался бы на полке на долгие годы, если бы его не прочитал Георгий Данелия.

Маститому режиссеру сценарий понравился, но останавливало одно — среди кинематографистов Володина считали неуступчивым автором, который не шел ни на какие изменения в собственном сценарии. Неожиданно, Данелия и Володин нашли общий язык, и работа над фильмом началась. Даже несмотря на то, что в сценарий пришлось внести существенные изменения. Даже название фильма стало другим. «Горестная жизнь плута» — совсем не то. Какой же Бузыкин плут? Он, скорее, человек, который не может разобраться в себе, поэтому, заставляет страдать тех, кто находится рядом.
Вот «Осенний марафон» — совсем другое дело. Бузыкин еще не стар, вполне может называться «марафонцем», но уже «осенним», как ни крути, а возраст далеко за сорок. Именно на таком названии и остановились. Осталось подобрать актеров.

Главным претендентом на роль Бузыкина был Александр Калягин. Но, он в то время был занят в театре, да и сам режиссер не был уверен в том, что именно он должен сыграть главную роль. Рассмотрели еще несколько кандидатур: Леонид Куравлев, Николай Губенко, Станислав Любшин. Но, что-то останавливало режиссера от окончательного выбора. Ассистент режиссера Елена Судакова видела в роли Бузыкина Олега Басилашвили, даже пригласила его на пробы, не предупредив заранее Данелия. Но и Басилашвили показался не убедительным. Тем не менее, режиссер решил довести его до дома на своей машине, а когда актер, выйдя из автомобиля, начал неуверенно перебегать дорогу, Данелия понял — это и есть Бузыкин. Правда, в то время он еще не знал, что наигранная сутулость и нерешительность — это тайный план Басилашвили и Судаковой.

Картину «Осенний марафон» невозможно представить без колоритной фигуры профессора Хансена из Дании. Правда, сыграл датчанина немец Норберт Кухинке, причем, он был не актером, а журналистом, и никогда раньше в кино не снимался. Но, проблемы заключались не только в этом, нужно было получить множество разрешений на съемки иностранца в советском фильме. Отправили документы в Госкино, МИД, КГБ. Время шло, а ответа так и не было. Тогда Данелия решил снимать Кухинке на свой страх и риск. Журналисту пообещали, что оторвут его от непосредственных обязанностей не более чем на 10 дней, но он провел на съемочной площадке целый месяц.

Роль молодой любовницы главного героя досталась Марине Нееловой, именно ее Данелия и планировал изначально на роль Аллы. Свою хорошую знакомую Галину Волчек режиссер утвердил на роль Варвары, бывшей однокурсницы Бузыкина. А в образе жены самого Андрея Павловича перед зрителями предстала Наталья Гундарева. Она так часто пыталась внести свои поправки в сценарий, что Данелия посоветовал актрисе самой заняться режиссурой.

Евгения Павловича Леонова часто называли «талисманом» фильмов Данелия. Редкая его картина обходилась без участия
этого легендарного актера. Первоначально, Евгений Павлович должен был сыграть в роли соседа Аллы по коммуналке, но режиссер решил, что для Леонова больше подойдет Харитонов — знакомый Бузыкина, сантехник и большой любитель выпить. Некоторые его фразы быстро разлетелись по всей стране. Например: «Тостуемый пьет до дна» или «Всего по 150 — чистая формальность».

Один из главных вопросов, который волновал комиссию при просмотре картины: «А куда это бегут Бузыкин и Хансен в последних кадрах фильма?». Некоторым показалось, что Андрей Павлович, устав от бесконечного «марафона», решил убежать на родину своего друга Хансена — в Данию. Тем более, что одет он не в спортивный костюм, а в рубашку с галстуком и брюки. И вообще, концовка фильма была какая-то непонятная, главный герой, ведущий аморальный образ жизни, так и не был наказан.

Но, фильм выпустили в прокат, в январе 1980 года он появился на экранах. Уже в течение первого года «Осенний марафон» собрал множество призов на самых разных кинофестивалях. его даже планировали выдвинуть на получение престижной кинопремии «Оскар», но началась война в Афганистане, поэтому, отношения между Советским Союзом и Западом снова обострились.

[ad_2]

Новые Старые